Мелатонин: гормон сна, молодости и долголетия

Мелатонин – это гормон, защищающий человека от раннего старения организма, стресса, простуды, сердечных заболеваний и даже от рака. А семьдесят процентов суточного количества мелатонина производится в ночное время. Именно поэтому очень важен хороший и качественный сон в достаточном количестве.

Увеличение выработки мелатонина начинается в сумерки и достигает своего пика с полуночи до 4 утра, а с наступлением рассвета сильно снижается. Чем старше человек становится, тем меньше у него вырабатывается мелатонина.

Эксперименты, проведенные на животных в лабораториях, показали, что при увеличении светового дня у них раньше времени начинался климакс, развивались рак, ожирение, на 20 процентов сокращался срок жизни. И, наоборот, при введении мелатонина престарелым мышам продолжительность их жизни увеличивалась на 25 процентов.

Ученые утверждают, что люди, периодически работающие по ночам, испытывают постоянную нехватку мелатонина и, следовательно, имеют повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, атеросклероза, диабета.

Исследования показывают, что избыточная освещенность через незадернутые шторы, уменьшает продолжительность жизни городских жителей. У тех, кто живет на севере, ситуация еще хуже – короткие белые ночи не позволяют вырабатываться необходимому количеству мелатонина. А с возрастом еще и естественным образом начинает сокращаться выработка этого гормона. Таким образом, появляется смысл принимать его курсом.

По словам президента Геронтологического общества Российской Академии Наук Владимира Анисимова в качестве профилактики полезно получать мелатонин людям старше тридцати пяти лет по 1-1,5 миллиграмм перед сном в летний и осенний период. Для тех, кто страдает бессонницей, этот гормон позволит легко заснуть и снизит количество пробуждений среди ночи. Путешественникам поможет быстро перестроиться на новый режим.

Доктор медицинских наук Семен Рапопорт утверждает, что нет никаких побочных действий от таких небольших доз мелатонина, а также не возникает привыкание.

Но у мелатонина имеются и противопоказания. Его нельзя принимать больным диабетом, беременным, кормящим, детям, не достигшим 16 лет, при аллергии на этот гормон, а также страдающим аутоиммунными заболеваниями.

Помимо профилактики некоторые научные данные позволяют рассматривать мелатонин как эффективное средство для лечения гипертонии, ишемической болезни сердца, а также рака груди.

Исследования в США, Финляндии и Дании показали, что излишнее освещение ночью наносит большой вред женщинам в возрасте от 30 до 54 лет, увеличивая риск развития рака груди.

Эффективность мелатонина в лечении онкологии в настоящее время активно изучается. Уже даже имеются положительные результаты, но клинического подтверждения того, что метод работает, пока нет.

Полезные советы на ночь

— Окна на ночь лучше закрывать плотными шторами
— Постараться ложиться спать до 12 ночи, так как максимум выработки мелатонина приходится на период с 12 ночи до 4 утра
— Не засыпайте с включенным телевизором или зажженным ночником
— Если приходится сидеть допоздна, то позаботьтесь, чтобы освещение комнаты не было слишком ярким
— Просыпаясь ночью, не включайте свет. Для освещения туалета используйте приглушенный ночник.

Познакомиться с услугами нашей клиники, записаться на консультацию терапевта.

Статья носит информационно-ознакомительный характер и не заменяет очной консультации врача.